Особенности ошиповки ледозаливочных машин

Ледовар, наверное, одна из самых редких профессий. Так называются специалисты, задача которых – заливать лед на катках. Техника, которую для этого используют, тоже особенная. Ледозаливочные машины, или по-другому ресурфейсеры, достаточно тяжелые (их вес от 2 до 10 тонн), но маневренные.

По скользкой поверхности катка они должны двигаться по намеченной траектории с филигранной точностью. В противном случае машину может попросту увести за пределы площадки. Соответственно, на первое место выходит надежное сцепление колес со льдом. Как этого добиться? Использовать шипы.

Особенности ледозаливочных машин

Один ресурфейсер совмещает в себе возможности сразу трех машин. За один проход по катку он срезает верхний слой льда, собирает его и заливает новый. Происходит это следующим образом.

В нижней части машины находится нож шириной около 2 м. С его помощью срезается верхний, рыхлый слой льда. Образовавшаяся крошка с помощью горизонтального и вертикального шнеков подается в бункер-накопитель. Затем поверхность катка моется холодной водой. Она подается через форсунки, а излишки удаляются резиновым ножом.

Для заливки льда используется горячая вода, разогретая до 50–90 °С. Она лучше растекается, проникая во все трещины и неровности. Для ее равномерного распределения используется специальное полотенце. В итоге формируется новая, ровная и монолитная поверхность.

Как работает такая машина, можно увидеть на видео ниже:

Особенности шин для ледозаливочных машин

Нешипованные шины для ледозаливочных машин не используются в принципе – не пробуйте им рассказать про плюсы фрикционной резины. «Ходят» штатные шипованные шины в условиях ледового корта достаточно долго – до 5 лет. При этом протектор изнашивается очень мало, поскольку нет высоких скоростей и солидного пробега. Главная проблема – шипы. Со временем они изнашиваются, расшатываются и уже не могут обеспечивать нужного сцепления колес со льдом. Соответственно, проблема стоит не в приобретении нового комплекта шин, а в восстановлении сцепных качеств уже имеющихся. Для этого выполняется повторная ошиповка ледозаливочных машин новыми шипами.

В пользу ошиповки красноречиво говорят и цифры. Так, комплект новых покрышек для ресурфейсера стоит от 60 до 100 тыс. руб. На ошиповку придется потратить значительно меньше: около 10–20 тыс. руб.

На фото – переошипованная шина для ледозаливочной машины

Это переошипованная шина для ледозаливочной машины. Хорошо видны старые шипы, которые уже не выполняют своей функции

Особенности шипов для ледозаливочных машин

Для ошиповки ледозаливочных машин чаще всего используются шипы грузовых типоразмеров 11–15–2Т и 11–17–2Т. Это двухфланцевые шипы, которые часто называются «рюмками». Они имеют следующие геометрические параметры: диаметр наибольшего фланца – 11 мм (первые две цифры в маркировке), полная длина – 15 или 17 мм (вторые две цифры). На корпусе указанных моделей шипов имеется коническая фаска.

Кроме того, в некоторых случаях, с учетом особенностей эксплуатации и нюансов конкретных шин для ледозаливочной машины, могут применяться также грузовые трехфланцевые модели 12-15-3 и 12-17-3 с соответствующими размерами корпуса, аналогично прочим.

Для установки вышеперечисленных моделей необходимо, чтобы глубина протектора была не менее 12,5 мм. Однако иногда встречаются машины с небольшими колесами или изношенным протектором. В этом случае мы используем легкогрузовые шипы. Они меньше по размерам, но подходят для установки только на легкие ресурфейсеры весом 2–3 т. Чтобы восстановить сцепные свойства шин, понадобится от 200 до 350 таких шипов на каждое колесо. Тогда как мощных грузовых шипов достаточно около 150.

Категорически нельзя использовать для ошиповки ледозаливочных машин ремонтные шипы. Они создавались для других нагрузок и для ресурфейсеров не подходят абсолютно.

Технология ошиповки

Технология схожа с ошиповкой грузовых шин и включает в себя несколько этапов:

  1. На первом составляется схема ошиповки и размечаются шины.

При расчете схемы ошиповки важно учесть вес машины, правильно подобрать типоразмер шипов и их количество.

  1. Далее с помощью трубчатого сверла готовятся посадочные места для шипов. Для этого используется специальный запатентованный станок.
  2. После этого отверстия обдуваются сжатым воздухом и смазываются мыльным раствором.

Для смазки мы используем специально разработанный для ошиповки состав от производителя омывающих жидкостей FinTippa.

  1. На последнем этапе с помощью пневмопистолета ЕР-12, изготовленного немецкой компанией OKU GmbH, устанавливаются шипы под давлением 10–12 атм.
На фото – новая шина для ледозаливочной машины

Так выглядит новая ошипованная шина для ресурфейсера с легкогрузовыми шипами

Какой должен быть результат

Если шипы подобраны правильно и технология ошиповки ледозаливочной машины не нарушена, сцепные свойства шин будут обеспечены или восстановлены на 100 %. При этом главное требование к колесам заключается в следующем: при прохождении ресурфейсера по льду глубина вдавливания в него каждого шипа не должна превышать толщины нового заливаемого слоя.

В этом случае никаких следов машина оставлять за собой не будет, а залитая площадка приобретет идеально гладкую поверхность. Соответственно, правильно ошипованный ресурфейсер должен обладать двумя качествами: абсолютной управляемостью и способностью «стелить» безукоризненно ровный лед.

Признаки неправильной ошиповки

Применение неправильно подобранного типоразмера шипов или несоблюдение технологии ошиповки может привести к одному из двух результатов: сцепные свойства колес, а значит и управляемость ледозаливочной машиной не восстановятся или шины будут повреждать ледовую поверхность. Если ресурфейсер оставляет за собой следы, значит шипы выступают слишком сильно, скалывают лед, а толщины нового слоя не хватает для его восстановления.

Заключение

Конечно, случается, что эксплуатируемые шины ресурфейсера не подходят для переошиповки. Глубины их протектора уже недостаточно для установки шипов, которые восстановят сцепные свойства колес и будут соответствовать весу машины. В этом случае мы готовы дать рекомендации по приобретению подходящей модели шин для конкретной ледозаливочной машины и затем ошиповать их. У нас достаточный опыт и багаж знаний по работе с такой техникой. Все предлагаемые решения уже успешно опробованы на практике. Осталось только подобрать подходящее именно вам.