Ошиповка квадроциклов, снегоходов и мотосаней

Квадроциклы, снегоходы или мотосани – интересный выбор для зимней езды. По распространенности они, конечно, уступают автомобилям, но в некоторых специфических условиях показывают даже лучший результат.

Особенности квадроциклов

Квадроциклы изначально предназначены для езды по бездорожью. Размытые тропы, раскисшие дороги, глубокие колеи с лужами, болотистая местность – все это словно создано специально для них. Такая специфика подразумевает использование шин с глубоким и агрессивным протектором. Для повышения производительности они эксплуатируются при низком или сверхнизком давлении.

Рисунок протектора покрышек формируется V-образными сегментами разной конфигурации. Его глубина достигает 30 мм. По сути, это шины МТ-класса, аналогичные тем, что устанавливаются на внедорожники. Их особенность – большое расстояние между блоками, что обеспечивает покрышкам хорошее сцепление на слабом грунте, в грязи или снегу и способность к самоочищению.

Шипы повышают проходимость квадроциклов. После ошиповки такую технику можно использовать для езды по плотно укатанному снегу или льду.

На фото – шипованные шины для квадроцикла

Шипованные шины увеличивают качество сцепления колес квадроцикла со льдом

Особенности снегоходов

Снегоходы устроены по-другому. Это лыже-гусеничный транспорт, предназначенный для перемещения по рыхлому или укатанному снегу. Такая техника делится на утилитарные, туристические, спортивные и горные виды. Она может быть одно- или двухгусеничной. Некоторые модели способны разгоняться до 200 км/ч.

Одногусеничные снегоходы оснащаются двумя лыжами, расположенными впереди, и одной гусеницей. Техника этого вида отличается меньшим весом и лучшей устойчивостью.

Двухгусеничные снегоходы оснащаются одной лыжей, которая тоже находится впереди. На них устанавливаются расположенные очень близко друг к другу две гусеницы шириной 381 мм каждая. Такая техника не отличается высокой устойчивостью и хорошей управляемостью, но обладает отличной проходимостью в глубоком снегу.

Гусеницы снегоходов изготавливаются из резиновых смесей, схожих по составу с зимними шинами. Соответственно, они тоже подходят для ошиповки и после этого смогут ездить не только по рыхлому снегу, но и по льду.

Особенности мотосаней

Мотосани немного похожи на снегоходы. Они могут быть гусеничными, но чаще встречаются колесные модели. Такая техника состоит из двух частей: мотопривода и саней. Мотопривод с колесом располагаются сзади. Мотосани предназначены для езды с невысокой скоростью по снегу глубиной до 15 см. Шина имеет неглубокий протектор. Его рисунок формируется прямоугольными или квадратными шашками с большим расстоянием между ними. Ошиповка мотосаней позволяет использовать их на льду.

Шипы для квадроциклов, снегоходов и мотосаней

Шипы для квадроциклов, снегоходов и мотосаней имеют разные параметры. Шины для квадроциклов похожи на покрышки для внедорожников, но имеют меньшие размеры. Поэтому для них используются легковые двух- или трехфланцевые модели шипов с диаметром наибольшего фланца 8 мм и общей длиной до 12 мм. Они хорошо проявляют себя как в условиях бездорожья, так и на асфальте.

В гусеницы снегоходов чаще всего устанавливаются двухфланцевые раллийные шипы типоразмера 9-15-2СПК. Диаметр их наибольшего фланца – 9 мм, а общая длина – 15 мм. Они отличаются бо́льшим выступанием из протектора гусеницы, чем их аналоги для квадроциклов. Такая особенность связана с тем, что снегоходы не используются для езды по асфальту. Зато при перемещении по льду большое выступание шипов обеспечивает хорошее сцепление и управляемость транспорта.

На фото – шипы 9-15-2СПК

Такие шипы устанавливаются в гусеницы снегоходов

Для ошиповки колес мотосаней используются самые маленькие однофланцевые шипы типоразмера 6,5-8-1. Диаметр их фланца – 6,5 мм, а общая длина – 8 мм. Иногда вместо них используются легковые двухфланцевые шипы 8-10-2. Они имеют диаметр фланца – 8 мм и длину – 10 мм.

Особенности технологии ошиповки

Первый этап ошиповки – подготовительный. Он включает в себя разработку схемы установки шипов с таким расчетом, чтобы в пятне контакта каждый из них двигался по отдельной беговой дорожке. Только так можно обеспечить максимальную эффективность работы ошипованных колес или гусениц. После этого подбирается типоразмер шипов с учетом веса машины, особенностей протектора и условий эксплуатации.

Затем готовятся посадочные места для шипов. Применительно к шинам квадроциклов и мотосаней можно использовать специальный сверлильный станок ПСШ-3-15. Он вырезает отверстия требуемой глубины с помощью тонкостенной трубки. В протекторе гусениц, как правило, уже есть отверстия. Отверстия обдуваются сжатым воздухом, и в них устанавливаются шипы.

Для работы с шинами квадроциклов можно использовать шиповальные полуавтоматы, изготовленные немецкой компанией OKU GmbH. Для покрышек мотосаней применяется полуавтоматический пистолет EPK-6,5 . Установка шипов в гусеницы снегоходов выполняется с помощью пневмопистолетов ЕР-9 под давлением 10 атм.

На фото – ошипованная гусеница снегохода

Так выглядит гусеница снегохода после ошиповки

Заключение

Ошиповка квадроциклов, снегоходов и мотосаней – простой, надежный и эффективный способ повысить их проходимость и управляемость в зимнее время. Для них не станут препятствием лед или укатанный снег. Главное – правильно подобрать шипы и грамотно их установить. На решении этих задач и специализируется наша компания.