Особенности шипов для раллийного грузовика «КамАЗ»

Ошиповать грузовую резину сложнее, чем легковую. Это же можно сказать о типоразмерах шин 10.00R20 или 12.00R20. А что тогда говорить о шинах для спецтехники 14.00R20? Мы доказали на практике, что и это решаемая задача.

Обычные и сверхкрупные шины

Чем больше колесо, тем сложнее его ошиповать

Начало истории

Наверное, все поклонники автоспорта (и не только они) слышали о команде «КАМАЗ-мастер». Ее достижения в ралли «Дакар» – это гордость страны и показатель уровня развития отечественного автопрома.

Команда «КАМАЗ-мастер» 15 раз побеждала в ралли «Дакар» и 7 раз в ралли «Шелковый путь».

В 2013 году команда обратилась в нашу компанию. От нас требовалось ошиповать шины специально подготовленного для зимних выступлений и тренировок грузовика «КамАЗ». Стандартные решения, которые мы использовали для колес меньших размеров, в этой ситуации желаемого результата дать не могли.

В результате была разработана новая технология и созданы шипы, которые подтвердили свою эффективность на шинах сверхкрупного размера. Они способны выдерживать огромные нагрузки. Сейчас их с успехом используют даже для карьерной спецтехники.

К 2015 году мы разработали новую технологию создания шипов. Усовершенствованные шипы применили уже в 2017 году.

На фото – установленный шип

Так выглядит шип, установленный в шину Continental HCS размерностью 14.00R20

Особенности шипов

Любые грузовые шипы изначально отличаются от легковых массой и размерами. Ранее мы использовали продукцию со следующими параметрами:

Параметр

Грузовые шипы

Длина шипа, мм

15–23

Диаметр фланца, мм

11–15

Диаметр твердосплавной вставки, мм

3,0–4,5

Вес, г

4,0–16,5

Для Continental HCS размерностью 14.00R20 и с учетом высоких нагрузок этого оказалось недостаточно. Мы приступили к созданию нового типа шипов.

Корпуса вытачивали из стального прута диаметром 16 мм на токарно-револьверном станке. Затем собирали конечное изделие с твердосплавной вставкой 5,5 мм и целиком покрывали его защитным цинковым слоем. В итоге мы получили трехфланцевые грузовые шипы двух типоразмеров: 16–29–3 и 16–34–3.

На фото – грузовые шипы «Теком»

Крайние справа – шипы, разработанные нами для команды «КАМАЗ-мастер». Отличия от всех прочих грузовых шипов «Теком» видны невооруженным взглядом

Тестирование ошипованной резины

Тестирование ошипованной резины прошло на тренировочной базе команды «КАМАЗ-мастер». Испытание шин в боевых условиях проводил известный пилот Эдуард Николаев. Тест можно увидеть на видео ниже:

У Эдуарда Николаева впечатляющий перечень спортивных достижений. В ралли «Дакар» в качестве пилота он два раза занимал третье место, один раз – второе и три раза – первое. Помимо этого, Эдуард Николаев неоднократно завоевывал призовые места в ралли «Великая Калмыкия», «Хазарские степи», «Шелковый путь», «Золото Кагана», «Симбирский тракт» и чемпионате России по ралли-рейдам.

Конечно, перед мастером такого уровня тяжело поставить неразрешимую задачу, но в данном случае сложные погодные условия добавляли остроты. Тестирование показало, что автомобиль с полной массой более 10 т при скорости движения свыше 100 км/ч остается полностью управляемым при езде по льду. Во многом это заслуга опытного пилота и шипов «Теком».

На фото – следы от шипов

По глубоким бороздам в ледяной поверхности видна эффективная работа шипов в управляемом заносе

Заключение

Мы действительно гордимся таким сотрудничеством. Оно оказалось полезным для обеих сторон: пилоты команды «КАМАЗ-мастер» получили возможность улучшать свои профессиональные навыки, оттачивая мастерство зимой, на льду и в управляемом заносе, а мы смогли создать новую линейку шипов и разработать технологию их установки. Сейчас такие шипы с успехом используют для крупной спецтехники.

Поведение тяжелой машины на ошипованной резине в сложных погодных условиях можно оценить по видео ниже:

Проведена большая работа. Теперь мы имеем все основания считать, что если в будущем появится зимний аналог ралли «Дакар», наша команда и здесь будет занимать лидирующие позиции. Именно такой результат должна обеспечить техническая доработка колес в виде установки шипов, помноженная на мастерство пилотов.