Особенности шипов для грузовых шин
Безопасность – главное в грузоперевозках. Это значит, что автомобиль все время должен оставаться контролируемым. Летом все сравнительно просто, потому что колеса имеют отличное сцепление с поверхностью дороги. Зимой ситуация кардинально меняется. Многотонный автомобиль на обледенелой трассе может стать неуправляемым. Применение шипов для грузовых шин – простой и эффективный способ избежать подобных ситуаций.
Какие шины можно шиповать
В одной из статей мы уже рассматривали вопрос маркировки зимних шин и выяснили, что M+S – это всесезонная резина, а 3PMSF – исключительно зимняя. Для ошиповки подходят оба варианта. Главное, чтобы протектор был высотой не менее 13 мм и имел площадки без ламелей с минимальным размером 10 × 10 мм для установки полноценных грузовых шипов.
Чем отличаются грузовые и легковые шипы
Главное отличие грузовых шипов – увеличенные размеры. Для наглядности основные параметры изделий для разных типов автомобилей представим в таблице:
Параметр | Грузовые стальные шипы | Легковые шипы |
Длина шипа, мм | 15–20 | 9–12 |
Диаметр фланца, мм | 11–12 | 8–9 |
Диаметр твердосплавной вставки, мм | 3,0–3,5 | 2,0–2,5 |
Вес, г | 4,0–8,0 | 1,7–2,5 |
Как видно, шипы для грузовиков значительно массивней. При этом и сидят они в шине прочней легковых аналогов. Так и должно быть, ведь они испытывают значительно превосходящие нагрузки.
Особенности конструкции грузовых шипов
По конструкции грузовые шипы для шин могут быть трех видов: одно-, двух- и трехфланцевые. Первые часто называются «гвоздиками», и они являются самыми простыми, аналогично легковым.
Так выглядят одно-, двух- и трехфланцевые шипы
Двухфланцевые шипы (имеющие форму «рюмки») более устойчивы к выпадению. Это связано с тем, что резина заполняет промежуток между фланцем и «бочкой», удерживая шип. Самыми прочными и долговечными по праву считаются трехфланцевые модели, которые называют «елочками». Оба вида шипов – двух- и трехфланцевые – за счет наличия нескольких буртиков надежно защищают посадочное место от попадания снега, мелких камней или воды. Таким образом, дополнительно продлевается их срок службы.
Маркировка грузовых шипов
Маркировку шипов, рекомендованную ГОСТом 33672-2015 и аналогичную легковым, схематично можно изобразить следующим образом:
XX–YY–ZZ, где
- ХХ – диаметр наибольшего фланца;
- YY – полная длина шипа в миллиметрах;
- ZZ – количество фланцев.
Исходя из этого, наиболее популярные грузовые шипы можно классифицировать следующим образом:
Однофланцевые | |||||
С диаметром фланца 11 мм | 11–15–1
11–17–1 11–20–1 |
||||
С диаметром фланца 12 мм | 12–15–1
12–17–1 12–20–1 |
||||
Двухфланцевые | |||||
С диаметром фланца 11 мм | 11–15–2
11–17–2 |
||||
С диаметром фланца 12 мм | |||||
Трехфланцевые | |||||
С диаметром фланца 12 мм | 12–15–3
12–17–3 12–20–3 |
В некоторые модели грузовых шин нельзя установить ни один из приведенных выше видов грузовых шипов. Причиной могут быть особенности как самой шины, так и условий ее эксплуатации. В этом случае в качестве альтернативы можно использовать шипы с диаметром фланца 9 мм и меньшей длиной. Они тоже имеют усиленную вставку, но при этом обладают меньшим весом и габаритами.
Материал изготовления шипов: правила и исключения
Правила
Грузовые шипы должны соответствовать требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Этот документ оговаривает только один параметр для них – вес не более 3,5 г. Такое ограничение связано с необходимостью минимизировать влияние шипованной резины на дорожное покрытие.
Разработчики Технического регламента пошли по тому же пути, что был реализован в скандинавских странах. Как менялись требования там, показано на диаграмме ниже:
Изменения в требованиях к ошипованной резине в скандинавских странах
Чтобы полностью соответствовать требованиям Технического регламента, производители изготавливают грузовые шипы двух видов: алюминиевые или комбинированные.
Алюминиевые – легкие и устойчивые к коррозии, но быстро разрушаются под воздействием противогололедных реагентов. Они могут прийти в полную негодность всего за пару сезонов.
Комбинированные – более интересный вариант. Тонкий стальной корпус таких шипов помещен во втулку из износостойкого полимера (как у ремонтных шипов). Втулка предотвращает попадание снега, соли и песка в посадочное место, а сталь успешно противостоит химическим противогололедным реагентам. Для износа комбинированных шипов потребуется не меньше трех сезонов.
Комбинированные шипы, установленные во всесезонные шины, имеют еще одно достоинство: после износа они могут быть извлечены, а резину можно продолжать использовать в весенне-осенний период.
Исключение
С практической точки зрения лучшими качествами обладает третий вариант шипов: цельные стальные. Они служат до четырех сезонов, но при этом не соответствуют требованиям Технического регламента по массе. Вес таких шипов более 4 г, зато за долговечность их все равно выбирают для собственных автомобилей. Для ошиповки заводом-производителем шин этот вариант, к сожалению, не может использоваться. Именно в этом и кроется ответ на вопрос, почему в широкой продаже нет грузовых шин сразу с шипами – изготовители, чтобы не подстраиваться под меняющиеся требования, оставляют автовладельцам возможность выбора материала шипа самим.
Общий признак
Твердосплавная вставка всех видов шипов изготавливается из износостойкого сплава ВК8, содержащего 92 % карбида вольфрама и 8 % кобальта. Этот материал отличается высокой твердостью, теплостойкостью, прочностью и ударной вязкостью.
Цвет твердосплавной вставки – черный, но чаще всего она вместе с корпусом покрывается защитным слоем цинка и приобретает серебристый оттенок.
Как отличить качественные шипы от поддельных
Если на этот вопрос ответить кратко, ответ будет таков: внешне – никак. Самый надежный вариант – обратиться в проверенную компанию, оказывающую услуги по ошиповке. Еще лучше, если она будет сертифицирована. В этом случае специалисты компании правильно подберут типоразмер шипов и качественно установят их.
Наша компания аттестована на соответствие требованиям «Системы добровольной сертификации работ и услуг по ошиповке автошин «СЕРТОШИП». Эта система создана ассоциацией «Северо-западный шинный союз» и зарегистрирована в Госстандарте России под № РОСС RU. М035.04УШ00.
Для установки мы используем грузовые шипы «Теком» собственного изготовления. Их высокое качество обеспечивается в том числе стопроцентным ручным контролем, чего не делает ни один другой изготовитель, даже европейский.
В качестве альтернативы наша компания может предложить для ошиповки аналогичную продукцию известных зарубежных производителей: Ugigrip (Франция), Scason (Финляндия) или Turvanasta (Финляндия).
Заключение
Зимняя езда на тяжелых и габаритных грузовиках – дело непростое и мелочей здесь нет. Профессионализм водителя, безусловно, важен, но и он не всегда может выручить. Качественная резина плюс грамотно установленные грузовые шипы – вот основа управляемости автомобиля в холодное время года.

Напишите в WhatsApp - Я лично готов ответитьна ваши вопросы по ошиповке
Подробные статьи по теме эксплуатации грузовых шин
- Зачем шиповать тягачи и как правильно это делать
- Ошиповка грузовых шин для раллийного грузовика «КамАЗ-Мастер»
- Особенности ошиповки грузовых шин
- Как важно правильно выбрать грузовой шип для шин КАМА-1260?