Что выбрать для ошиповки внедорожников: различия шин AT и MT
Зимние шины для внедорожников могут быть шипованными или нешипованными. Мы будем рассматривать первый вариант, поскольку предполагаем, что машины такого класса должны ездить не только по городскому асфальту. А обойтись без шипов на обледеневшей лесной дороге или разбитой грунтовке нельзя.
Шины для внедорожников
Сначала познакомимся поближе с покрышками без шипов. Спор здесь ведется между всесезонными шинами двух классов: AT и MT.
Особенности шин класса AT
АТ – это аббревиатура от All-Terrain, что означает «для всех видов покрытий». Такие шины считаются универсальными и, по утверждению производителей, должны одинаково хорошо вести себя как на асфальте, так и в условиях бездорожья (разные изготовители рекомендуют эксплуатировать их на асфальте и в условиях бездорожья в пропорции от 60/40 до 40/60).
На дорогах с твердым покрытием они действительно проявляют себя очень неплохо до скорости 140 км/ч. Ездить быстрее внедорожникам не нужно по определению. Для городских условий шины All-Terrain практически идеальны. Но при загородной езде на высоких скоростях становятся заметны их недостатки: они увеличивают расход топлива из-за повышенного сопротивления качению, склонны к аквапланированию, отличаются жесткостью и шумностью, а также имеют увеличенный тормозной путь по сравнению с шоссейными шинами.
Ситуация в условиях бездорожья значительно хуже. На каменистом или сухом сыпучем грунте шины ведут себя вполне пристойно. Но стоит заехать в глину, грязь или снег, протектор быстро забивается и превращается в слик. Колеса резко теряют свои сцепляющие свойства, и автомобиль становится неуправляемым.
Причина такого поведения кроется в рисунке протектора. На первый взгляд он достаточно агрессивен и глубок, но расстояние между блоками очень небольшое. В результате протектор легко забивается грязью или снегом, но плохо очищается при низких скоростях, характерных для бездорожья. Плохая самоочистка – самый серьезный недостаток АТ-шин. Для бездорожья они не подходят. Их потолок – сельская местность.
Особенности шин класса MT
МТ – это аббревиатура от Mud-Terrain, что означает «для грязи». Такие шины изначально предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья. На асфальте их даже не стоит сравнивать с типом АТ, которому они проигрывают практически по всем показателям.
Покрышки МТ в подавляющем большинстве случаев ведут себя более-менее сносно при скоростях до 80 км/ч. Быстрее разгоняться не следует, потому что сцепление шин с асфальтом достаточно слабое и машина может стать неуправляемой. Среди минусов покрышек следует выделить увеличенный тормозной путь, высокую шумность, увеличенный расход топлива из-за высокого сопротивления качению и повышенный износ. Все эти показатели хуже, чем у АТ.
А вот в условиях бездорожья ситуация меняется кардинально. Шины Mud-Terrain не боятся ни грязи, ни снега, а машина превращается в облегченную тюнингованную версию танка или трактора. Главное – не переусердствовать с педалью газа, потому что на слабом грунте можно в итоге лечь на брюхо.
Причина такого поведения шин тоже кроется в протекторе. Он агрессивный, глубокий, с большими расстояниями между шашками. Эта особенность и обеспечивает покрышкам хорошее сцепление на слабом грунте, в грязи или снегу и способность к самоочищению, но ухудшает их поведение на асфальте. Для городской езды они не подходят. Минимум – это сельская местность. Коротко поведение таких шин можно описать следующим образом: чем хуже дорога, тем лучше они едут.
Итоги
Условия эксплуатации |
АТ |
МТ |
Асфальтовая дорога |
|
|
Бездорожье |
|
|
Итак, исходя из особенностей шин АТ и МТ, можно сделать следующие выводы:
- Покрышки АТ подходят для езды в городе и в сельской местности по слегка разбитой грунтовке.
- Покрышки МТ противопоказаны для города. Они оптимальны для настоящего бездорожья с грязью, лужами, ямами и полным отсутствием дороги.
Шипы для внедорожников
Для эксплуатации в зимнее время оптимально использовать шипованные шины для внедорожников. При этом различия в протекторе требуют подбора разных шипов. У покрышек АТ он менее глубокий с частыми ламелями. Соответственно, и шипы в них устанавливаются меньших размеров. Как правило, используются легкогрузовые модели типоразмеров 8-11-2ТС, 8-11-3, 8-12-2ТС, 8-13-2ТС или 8-14-2ТС. Они крупнее легковых шипов и предназначены для высоких нагрузок, но при этом не выступают из протектора настолько, чтобы существенно увеличивать тормозной путь на асфальте. Их выбор оптимален для смешанной с городом езды.
В маркировке шипов первые одна или две цифры – диаметр наибольшего фланца, вторая пара цифр – полная длина, последняя цифра – количество фланцев. Индексами обозначаются конструктивные особенности.
Шины МТ имеют более глубокий протектор с крупными блоками. Кроме того, внедорожники часто проходят дополнительную подготовку для езды по бездорожью. При этом на них устанавливаются лебедки, буксировочные проушины, шноркели, экспедиционные багажники, дополнительные баки и прочее, включая откровенные усиления кузова. В результате вес машин увеличивается. Поэтому для них используются более крупные грузовые шипы моделей 11-15-2, 11-17-2, 12-15-3 или 12-17-3 с мощной твердотельной вставкой и массивным корпусом. Они способны выдержать любые нагрузки. Шипованные всесезонные шины Mud-Terrain - отличный выбор для бездорожья.
Технология ошиповки
Для ошиповки шин АТ и МТ используются разные инструменты и технологии. При этом у них есть два общих этапа:
- Составляется схема ошиповки с таким расчетом, чтобы в пятне контакта каждый шип двигался по отдельной беговой дорожке.
- Подбирается типоразмер шипов для шин внедорожника с учетом веса автомобиля, модели покрышек, предполагаемых нагрузок и условий эксплуатации.
Дальше начинаются различия.
Технология ошиповки шин класса АТ
Для ошиповки удобнее использовать покрышки без дисков. Технология включает в себя следующие этапы:
- Сначала готовятся посадочные места для шипов. Для этого используется специальный сверлильный станок ПСШ-3-15. Он вырезает отверстия требуемой глубины с помощью тонкостенной трубки.
- Затем отверстия обдуваются сжатым воздухом и в них устанавливаются шипы с применением шиповальных полуавтоматов, изготовленных немецкой компанией OKU GmbH. Они предназначены для работы с шипами с диаметром фланца 8–9 мм.
После ошиповки шина класса АТ выглядит так
Технология ошиповки шин класса МТ
Подход к ошиповке шин МТ другой. Он состоит из следующих этапов:
- Посадочные места для шипов готовятся с помощью дрели и специального трубчатого сверла.
- После этого они обдуваются сжатым воздухом и смазываются специальным составом, изготавливаемым производителем омывающих жидкостей торговой марки «FinTippa». Он облегчает посадку шипов.
- Затем устанавливаются шипы. Для этого используются пневмопистолеты ЕР-12, изготовленные немецкой компанией OKU GmbH. Они предназначены для работы с шипами с диаметром фланца 11–12 мм. Их установка выполняется под давлением 10 атм.
Так выглядит шип и ошипованная шина класса МТ
Заключение
Наше мнение: проехать по настоящему бездорожью можно только на покрышках типа МТ. Ошиповка всесезонных шин для внедорожников – отличная возможность использовать все их сильные стороны в зимнее время. У нас достаточный опыт проведения работ такого вида, есть необходимое оборудование и специалисты. Приезжайте к нам на ошиповку, и вы сможете выжать максимум из вашего внедорожника.
Мы подбираем варианты ошиповки шин для популярных лифтующихся внедорожников Toyota Land Cruiser, Hummer, Dodge Ram, Toyota Hilux, Toyota Tundra, Chevrolet Tahoe, Nissan Patrol.
Напишите в WhatsApp - Я лично готов ответить на ваши вопросы по ошиповке