Тесты зимней резины и мифы о шипованных шинах

Есть мнение, что шипованная резина плоха на асфальте. Далеко за примером можно не ходить. Открываем поисковик, пишем что-то вроде «шипованная или нешипованная резина что выбрать», переходим на первый попавшийся сайт и видим такое.

Тесты зимней резины и мифы о шипованных шинах

У этой позиции есть основания – о них мы поговорим далее. Но из-за нее рождается опасный миф. Мол, в городе везде асфальт, а значит, по такой логике, и покупать шиповку нет смысла. Почему это не так, тоже расскажем.

Во всех странах мира крупные автомобильные издания и специальные ведомства ежегодно тестируют зимнюю резину. На испытаниях проверяют поведение зимних шипованных и нешипованных шин на разных типах покрытий. Количество тестов может различаться, но обычно используют от десяти до шестнадцати дисциплин.

Что измеряют:

  • Длину тормозного пути на льду, снегу и асфальте.
  • Время прохождения извилистой трассы с разными покрытиями.
  • Время разгона на трассах с разными покрытиями.

Кроме того, эксперты дают субъективные оценки тем или иным параметрам. Кстати, на эти оценки стоит обращать внимание в первую очередь. Разница в цифрах не всегда показательна. Иными словами, по измерениям преимущество у комплекта вроде как есть, но не очевидное. На практике его не ощущает даже профессиональный водитель-тестировщик, испытавший сотни комплектов резины.

Выбор дисциплин не случаен. Важно учитывать результаты каждой, потому что они позволяют оценить разные свойства резины. И смотреть на результаты в комплексе тоже важно. Резина может быть хороша в одном-двух испытаниях, а в остальных показать результат ниже среднего.

Прохождение извилистой трассы на разных покрытиях – это не про гонки. Этот формат позволяет оценить управляемость и устойчивость автомобиля в процессе маневров. На таких испытаниях эксперт не пытается выжать из зимних автошин максимум или побить временной рекорд. Суть в том, чтобы проверить, в каком режиме на том или ином покрытии можно управлять машиной, не теряя контроля и не рискуя попасть в занос.

Траекторию моделируют в соответствии с реальными ситуациями. Например, когда нужно на скользкой дороге объехать резко затормозивший автомобиль или другое внезапно возникшее препятствие. Или понять, как машина на шипованных или фрикционных шинах поведет себя на затяжной дуге загородной трассы. Такие испытания называются тестом на сцепные свойства в поперечном направлении.

Измерение тормозного пути и времени разгона на льду нужно не для оценки перспектив *дрэг-рейсинга по замерзшему озеру. Это проверка поведения резины в гололед или в ситуации, когда в момент экстренного торможения колесо попадает на плохо очищенный участок дороги. На языке экспертов такие испытания называются тестом на сцепные свойства в продольном направлении.

info. Дрэг-рэйсинг (англ. drag racing) — одна из дисциплин уличных гонок, участники соревнуются на короткой дистанции по ровной трассе. Побеждает тот, кто лучше стартует и максимально эффективно использует коробку передач.

Зачастую при выборе зимней резины автолюбители почему-то обращают внимание только на результаты тестов по асфальту. И видят там примерно такие результаты:

Тесты зимней резины от «Авторевю», №17/2018

Тесты зимней резины от «Авторевю», №17/2018

По таблице видно, что в среднем тормозной путь у нешипованной резины на асфальте меньше, чем у шипованной. Появляется соблазн сделать однозначный вывод: для города надо брать фрикционную резину.

Если посмотреть внимательнее, можно заметить несколько «но».

Во-первых, разница между результатами наилучшей модели фрикционных шин и лидера среди шипованных – чуть больше метра. На столько же увеличится тормозной путь, если вы будете ехать со скоростью 81 км/ч вместо 80.

Во-вторых, преимущество конкретных моделей зимних шин не означает, что любая шипованная резина на асфальте тормозит хуже фрикционной. Скажем, шипованная Pirelli Formula Ice уступила довольно дорогой резине Goodyear Ultra Grip Ice 2 всего 20 сантиметров. А бюджетные модели Nokian Nordman RS2 и Gislaved Soft*Frost 200 и вовсе обошла.

В-третьих, такие тесты не могут учесть индивидуальные особенности самого автомобиля и водителя. Например, состояние тормозной системы, конструктивные особенности машины, опыт и скорость реакции автолюбителя, наконец. Все это влияет на длину тормозного пути больше, чем тип резины.

Тормозной путь на сухом асфальте – только одно из испытаний зимней резины. Чтобы выбрать качественные шины на зиму, нужно учитывать и другие тесты.

Сравним шипованную и нешипованную резину одного класса

Чтобы более или менее объективно сравнить шипованную и фрикционную резину, стоит смотреть не среднестатистические показатели, а результаты испытаний двух конкретных комплектов одного класса. Мы взяли фрикционные шины Continental ContiViking Contact 7 и шины с шипами Continental IceContact 2.

Почему именно их.

  • Обе модели показали хорошие результаты на российских и европейских тестах.
  • Обе принадлежат одному производителю и имеют одну ценовую категорию. Значит, изготовлены на оборудовании сопоставимого уровня и из материалов сопоставимого качества.
  • Обе модели выпущены недавно, и можно смотреть итоги самых свежих тестов.

Для большей объективности сравним три теста от разных изданий: от российского «Авторевю», финского Moottori и шведского Tekniikan Maailma. Все они испытывали зимнюю резину одинаковой размерности: 205/55/R16.

Тесты «Авторевю», №17/2018

Дисциплина Continental IceContact 2 («шиповка») Continental ContiViking Contact 7 («липучка»)
Тормозной путь на льду 20–0 км/ч, м 7,0 8,7
Время разгона на льду 0–20 км/ч, с 4,4 5,4
Время прохождения извилистой трассы на льду 980 м, с 93,2 98,8
Оценка управления автомобилем на льду 9 9
Тормозной путь на снегу 40–0 км/ч, м 17,3 17,5
Время разгона на снегу 0–30 км/ч, с 4,6 4,6
Время прохождения извилистой трассы на снегу 1100 м, с 73,4 73,3
Оценка управления автомобилем на снегу 9 9
Время разгона на рыхлом снегу 0–20 км/ч, с 3,1 3,0
Тормозной путь на мокром асфальте 80–0 км/ч, м 31,3 31,0
Тормозной путь на сухом асфальте 80–0 км/ч, м 30,8 28,6
Оценка плавности хода на асфальте 10 9

Тесты Moottori

Дисциплина Continental IceContact 2 («шиповка») Continental ContiViking Contact 7 («липучка»)
Тормозной путь на льду 25–5 км/ч, м 10,5 13,1
Время разгона на льду 5–25 км/ч, с 4,76 6,37
Управляемость на льду (круг), с 44,1 50,3
Оценка управления автомобилем на льду 9 7+
Тормозной путь на снегу 30–5 км/ч, м 12,7 13,0
Время разгона на снегу 5–30 км/ч, с 4,03 4,11
Управляемость на снегу (круг), с 33,5 33,6
Оценка управления автомобилем на снегу 10- 9+
Тормозной путь на мокром асфальте 80–5 км/ч, м 36,8 36,1
Управляемость на мокром асфальте (круг), с 31,5 30,5
Оценка управляемости на мокром асфальте 8,5 8,5
Тормозной путь на сухом асфальте 80–5 км/ч, м 31,0 30,1
Оценка управляемости на сухом асфальте 8 8+
Оценка внутреннего шума с выключенным двигателем при замедлении 90–40 км/ч 7 9,5

Тесты Tekniikan Maailma (шипованные / нешипованные)

Дисциплина Continental IceContact 2 («шиповка») Continental ContiViking Contact 7 («липучка»)
Тормозной путь на льду 50–0 км/ч, м 39,5 51,9
Время разгона на льду 5–20 км/ч, с 3,4 5,1
Управляемость на льду (круг), с 56,8 67,2
Оценка управления автомобилем на льду 9 7
Тормозной путь на снегу 80–0 км/ч, м 52,5 52,3
Время разгона на снегу 5–35 км/ч, с 5,9 5,7
Управляемость на снегу (круг), с 51,4 50,7
Оценка управления автомобилем на снегу 8 10
Тормозной путь на мокром асфальте 80–0 км/ч, м 39,1 39,1
Управляемость на мокром асфальте (круг), с 41,5 40,6
Оценка управляемости на мокром асфальте 9 8
Тормозной путь на сухом асфальте 80–0 км/ч, м 33,5 31,8
Оценка управляемости на сухом асфальте 8 8
Оценка курсовой устойчивости 8 8
Оценка внутреннего шума 7 10

Объективные показатели по всем испытаниям сходятся. У шипованной резины ощутимое преимущество во всех ледовых дисциплинах. Нешипованная немного выигрывает только по двум параметрам: тормозной путь на сухом асфальте и шум в салоне. На снегу и мокром асфальте результаты резины обоих типов сопоставимы, что с шипами, что без.

Любопытны субъективные оценки управляемости на разных покрытиях. Журналисты из Финляндии и Швеции отметили преимущество шипованных автошин на льду, российские посчитали, что машина рулится одинаково.

Со снегом еще интереснее. Шведам больше понравилась фрикционная резина, финнам – шина с шипами противоскольжения. Российские испытатели разницы опять же не заметили.

На асфальте преимущества тоже ни у кого нет. Шведские эксперты отметили преимущество шипованных колес на мокром покрытии, а финские - выделили «фрикционку» на сухом.

Оценку за плавность хода ставит только «Авторевю», и этот параметр приносит нешипованной шине дополнительное виртуальное очко.

Оценку за курсовую устойчивость выставляет только шведский Tekniikan Maailma. Здесь у комплектов равенство.

Сравним дорогую шипованную резину и нешипованную среднего уровня

А теперь попробуем сравнить результаты шипованной и фрикционной резины в разных ценовых категорий. Для примера возьмем тот же Continental IceContact 2 (средняя цена колеса на момент публикации статьи – 6500 руб.) и Hankook Winter i*cept iZ2 W616 (средняя цена – 4300 руб.).

Модель Hankook Winter i*cept iZ2 была выбрана потому, что тестировалась российскими и европейскими изданиями и пользуется популярностью у покупателей. На всех испытаниях эта фрикционная шина показала средние результаты: не самые лучшие и не самые худшие.

В этот раз посмотрим только тесты от «Авторевю». Существенных расхождений в оценках с другими изданиями нет.

Дисциплина Continental IceContact 2 («шиповка») Hankook Winter i*cept iZ2 («липучка»)
Тормозной путь на льду 20–0 км/ч, м 7,0 9,0
Время разгона на льду 0–20 км/ч, с 4,4 5,8
Время прохождения извилистой трассы на льду 980 м, с 93,2 105,2
Оценка управления автомобилем на льду 9 8
Тормозной путь на снегу 40–0 км/ч, м 17,3 17,9
Время разгона на снегу 0–30 км/ч, с 4,6 4,8
Время прохождения извилистой трассы на снегу 1100 м, с 73,4 76,1
Оценка управления автомобилем на снегу 9 10
Время разгона на рыхлом снегу 0–20 км/ч, с 3,1 3,1
Тормозной путь на мокром асфальте 80–0 км/ч, м 31,3 34,0
Тормозной путь на сухом асфальте 80–0 км/ч, м 30,8 30,3
Оценка плавности хода на асфальте 10 9

Добавим только, что шумность Hankook Winter i*cept iZ2 финские и шведские эксперты оценили на «девятку». Российские журналисты на этот параметр резину не тестируют.

Это сравнение показывает, что с появлением разницы в ценовой категории достоинства «липучки» начинают пропадать. Hankook опередил шипованный Continental только в торможении на сухом асфальте. Причем разница очень невелика – 50 сантиметров. На льду, снегу и мокром асфальте преимущества шипованного комплекта очевидны.

Резюме

Если продолжить и сравнить качественную шипованную резину с фрикционной недорогого сегмента за 2500–3000 рублей, у последней не останется даже преимущества на сухом асфальте. Динамика понятна и так, поэтому обойдемся без лишних цифр.

Поэтому главное.

Свойства протектора и качество резины влияют на тестовые результаты намного больше, чем тип шины.

Это главное, что нужно понимать, прежде чем в следующий раз вступать в спор на тему, что лучше для зимы в городе – «шиповка» или «нешиповка». Даже если вы 98 % времени проводите на чистом асфальте, никто не отменял оставшихся 2 %. Заезд в квартал, где снег не чистится никогда, сильный снегопад, гололед, выезд на грунтовку, загородная поездка – это те ситуации, когда плюсы «шиповки» могут оказаться очень весомыми и помогут избежать ДТП.

К выбору между шипованной и нешипованной резины лучше подходить объективно, без эмоций и стереотипов. Позиция «не шумит и не заносит на ровной дороге, значит, хорошо» тоже не лучший советчик. Главное, не то, как шины будут себя вести в 99,9% времени в обычном режиме. Главное, как они себя поведут в оставшиеся 0,1% экстремальной ситуации. На дороге ценой может стать чья-то жизнь или здоровье.

К нам можно обратиться, если нужна помощь в подборе резины перед непосредственно ошиповкой. Поможем выбрать тип шин и вариант ошиповки, который подойдет именно вашему транспорту в ваших условиях и с учетом вашего стиля вождения. Оптовой и розничной ошиповкой зимней резины занимаемся с 1995 года. За это время через наших специалистов прошли, наверное, все известные марки и модели шин — как популярные, так и малоизвестные.

Надеемся, что данный “обзор по обзорам” поможет вам критически подходить к информации, форумам и стереотипам, доверяя и перепроверяя личные суждения - ведь у каждого может быть своя точка зрения и приоритеты.

Берегите себя и доверяйте безопасность только профессионалам!

Подробные статьи по теме эксплуатации легковых шин

КОНТАКТЫ АВТОШИПОВКА